EN

Документы Болонского процесса

  • 1

    Ереванское коммюнике - 2015 год

    14-15 мая 2015 года в Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования. Конференция министров стран ЕПВО проходит каждые два года и ее итоги в виде совместного коммюнике содержат приоритетные направления дальнейшего развития Болонского процесса в странах-участницах. По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.

    Ереван 14-15 мая 2015 года

    Загрузить
    Загрузить
  • 2

    Бухарестское коммюнике – 2012 год.

    На Бухарестской Конференции Министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам; повышение мобильности студентов. 47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

    Также в рамках Конференции состоялся третий Форум политики Болонского процесса на тему «За пределами Болонского процесса: Создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

    Бухарест 25-26 апреля 2012.

    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 3

    Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования - 2010г.

    Эта декларация была принята на юбилейной конференции, посвященной десятилетию Болонского процесса. По этому случаю состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования, что означало достижение целей установленных в Болонской декларации касательно общей Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей, установленных министрами, участвующими в Болонском процессе. Таким образом, мы можем сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое пространство, это особенно важно в свете разных реакций на внедрение Болонского процесса в Европе.

    Будапешт-Вена 10-12 марта 2010 года.
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 4

    Лёвенское коммюнике - 2009 г.

    Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве (2009 г.): «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы.».

    Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:


    • достижение равноправия в получении высшего образования
    • образование в течение всей жизни
    • трудоустраиваемость выпускников
    • студентоцентрированное обучение
    • связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями
    • международная открытость европейского высшего образования
    • расширение мобильности студентов и ученых
    • сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников
    • совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом


    На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основы-вающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС .

    Левен/Лувен-ла-Нев 28-29 апреля 2009 года.

    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 5

    Лондонское коммюнике – 2007 г.

    На Лондонской конференции (2007) отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направ¬ляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.

    В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве (2008) Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и на¬метили следующие основные цели на период после 2010 года:


    • Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании
    • Связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования
    • Обес¬печение большего образования большему количеству людей
    • Новое понимание ответственности университетов перед обществом
    • Готовность справляться с глобальными вызовами.

    Лондон 17-18 мая 2007 года. 
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 6

    Бергенское коммюнике – 2005 г.

    На Бергенской конференции (2005) была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО. В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов .

    Бергенской конференцией предусматривается:


    • Введение трехцикловой структуры академических степеней – бакалавриат – магистратура – Ph . D
    • Обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов
    • Принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО
    • Одобрение идеи Европейского Регистра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы
    • Признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней
    • Гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО на основе ориентированного на результаты подхода
    • Содействие мобильности студентов.

    Берген 19-20 мая 2005 года. 
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 7

    Берлинское коммюнике – 2003 г.

    Берлинская конференция (2003) приняла решение направить усилия на создание Ев¬ропейского исследовательского простран¬ства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому .

    Берлинским коммюнике предусматривается:


    • Обеспечение качества образования через:
    • Определение степени ответственности вузов
    • Оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов
    • Наличие систем аккредитации или подобных процедур
    • Международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях
    • Структура степеней: принятие системы, базирующейся на двух циклах
    • Введение системы кредитов
    • Признание степеней
    • Студенты: расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием
    • Развитие Европейского измерения высшего образования
    • Образование в течение всей жизни
    • Улучшение привлекательности ЕПВО
    • Введение мониторинга (группа по контролю) за ходом Болонского процесса.

    Берлин 18-19 сентября 2003 года.
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 8

    Пражское коммюнике - 2001 г.

    На Пражской конференции (2001) на¬ряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS , мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества:


    • Образование через всю жизнь
    • Включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонского процесса
    • Учет социальных аспектов высшего образования
    • Реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования
    • Создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества - аккредитации.

    Прага, 18-19 мая 2001 года.
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 9

    Болонская конференция – 1999 г.

    Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было поло¬жено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществля¬ется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответ¬ственных за высшее образование, проводимых через каждые два года.

    На Болонской конференции было подписано Совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

    Болонская Декларация – это декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

    Болонской Декларацией предусматривается:


    • Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам
    • Введение трехступенчатой системы высшего образования
    • Принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности
    • Стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей
    • Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий
    • Усиление европейского измерения в высшем образовании.

    Болонья 18-19 июля 1999 года.
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
  • 10

    Сорбонская декларация 1998.

    Сорбонская декларация была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
    Сорбонна 25 мая 1998 года.
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить
    Загрузить

Другие документы

  • 1
    Тезаурус терминов Болонского процесса. Разработан Болонским клубом.
    Загрузить
  • 2
    Глоссарий терминов Болонского процесса. Разработан Национальным офисом программы Tempus в России.
    Загрузить
  • 3
    Хронология и краткая аннотация основных документов Болонского процесса.
    Загрузить
  • 4
    Болонский процесс: история и перспективы.
    Загрузить
  • 5
    Болонский процесс в России: плюсы и минусы.
    Загрузить
  • 6
    Болонский процесс 2020 - Пространство европейского высшего образования в новом десятилетии.
    Загрузить
  • 7
    Стратегия мобильности ЕПВО 2020.
    Загрузить
  • 8
    Руководство по использованию ECTS.
    Загрузить
  • 9
    Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG).
    Загрузить