EN

Документы Болонского процесса

  • 1

    Ереванское коммюнике - 2015 год

    14-15 мая 2015 года в Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования. Конференция министров стран ЕПВО проходит каждые два года и ее итоги в виде совместного коммюнике содержат приоритетные направления дальнейшего развития Болонского процесса в странах-участницах. По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.

    Ереван 14-15 мая 2015 года

    Загрузить
    Загрузить
  • 2

    Бухарестское коммюнике – 2012 год.

    На Бухарестской Конференции Министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам; повышение мобильности студентов. 47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

    Также в рамках Конференции состоялся третий Форум политики Болонского процесса на тему «За пределами Болонского процесса: Создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

    Бухарест 25-26 апреля 2012.

    Загрузить
  • 3

    Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования - 2010г.

    Эта декларация была принята на юбилейной конференции, посвященной десятилетию Болонского процесса. По этому случаю состоялся официальный запуск Европейского пространства высшего образования, что означало достижение целей установленных в Болонской декларации касательно общей Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей, установленных министрами, участвующими в Болонском процессе. Таким образом, мы можем сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое пространство, это особенно важно в свете разных реакций на внедрение Болонского процесса в Европе.

    Будапешт-Вена 10-12 марта 2010 года.
    Загрузить
  • 4

    Лёвенское коммюнике - 2009 г.

    Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве (2009 г.): «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы.».

    Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:


    • достижение равноправия в получении высшего образования
    • образование в течение всей жизни
    • трудоустраиваемость выпускников
    • студентоцентрированное обучение
    • связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями
    • международная открытость европейского высшего образования
    • расширение мобильности студентов и ученых
    • сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников
    • совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом


    На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основы-вающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС .

    Левен/Лувен-ла-Нев 28-29 апреля 2009 года.

    Загрузить
  • 5

    Лондонское коммюнике – 2007 г.

    На Лондонской конференции (2007) отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направ¬ляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.

    В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве (2008) Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и на¬метили следующие основные цели на период после 2010 года:


    • Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании
    • Связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования
    • Обес¬печение большего образования большему количеству людей
    • Новое понимание ответственности университетов перед обществом
    • Готовность справляться с глобальными вызовами.

    Лондон 17-18 мая 2007 года. 
    Загрузить
  • 6

    Бергенское коммюнике – 2005 г.

    На Бергенской конференции (2005) была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО. В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов .

    Бергенской конференцией предусматривается:


    • Введение трехцикловой структуры академических степеней – бакалавриат – магистратура – Ph . D
    • Обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов
    • Принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО
    • Одобрение идеи Европейского Регистра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы
    • Признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней
    • Гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО на основе ориентированного на результаты подхода
    • Содействие мобильности студентов.

    Берген 19-20 мая 2005 года. 
    Загрузить
  • 7

    Берлинское коммюнике – 2003 г.

    Берлинская конференция (2003) приняла решение направить усилия на создание Ев¬ропейского исследовательского простран¬ства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому .

    Берлинским коммюнике предусматривается:


    • Обеспечение качества образования через:
    • Определение степени ответственности вузов
    • Оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов
    • Наличие систем аккредитации или подобных процедур
    • Международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях
    • Структура степеней: принятие системы, базирующейся на двух циклах
    • Введение системы кредитов
    • Признание степеней
    • Студенты: расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием
    • Развитие Европейского измерения высшего образования
    • Образование в течение всей жизни
    • Улучшение привлекательности ЕПВО
    • Введение мониторинга (группа по контролю) за ходом Болонского процесса.

    Берлин 18-19 сентября 2003 года.
    Загрузить
  • 8

    Пражское коммюнике - 2001 г.

    На Пражской конференции (2001) на¬ряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS , мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества:


    • Образование через всю жизнь
    • Включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонского процесса
    • Учет социальных аспектов высшего образования
    • Реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования
    • Создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества - аккредитации.

    Прага, 18-19 мая 2001 года.
    Загрузить
  • 9

    Болонская конференция – 1999 г.

    Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было поло¬жено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществля¬ется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответ¬ственных за высшее образование, проводимых через каждые два года.

    На Болонской конференции было подписано Совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

    Болонская Декларация – это декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

    Болонской Декларацией предусматривается:


    • Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам
    • Введение трехступенчатой системы высшего образования
    • Принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности
    • Стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей
    • Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий
    • Усиление европейского измерения в высшем образовании.

    Болонья 18-19 июля 1999 года.
    Загрузить
  • 10

    Сорбонская декларация 1998.

    Сорбонская декларация была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
    Сорбонна 25 мая 1998 года.
    Загрузить

Другие документы

  • 1
    Тезаурус терминов Болонского процесса. Разработан Болонским клубом.
    Загрузить
  • 2
    Глоссарий терминов Болонского процесса. Разработан Национальным офисом программы Tempus в России.
    Загрузить
  • 3
    Хронология и краткая аннотация основных документов Болонского процесса.
    Загрузить
  • 4
    Болонский процесс: история и перспективы.
    Загрузить
  • 5
    Болонский процесс в России: плюсы и минусы.
    Загрузить
  • 6
    Болонский процесс 2020 - Пространство европейского высшего образования в новом десятилетии.
    Загрузить
  • 7
    Стратегия мобильности ЕПВО 2020.
    Загрузить
  • 8
    Руководство по использованию ECTS.
    Загрузить
  • 9
    Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG).
    Загрузить